• "В Средневековье и вплоть дo начала ХХ века Бахчисарай был одним из главных ювелирных центров Крыма"

QUYUMCI MAALE

Старая часть Бахчисарая поделена на маале (кварталы). Недалеко от Ханского дворца, находится один из самых известных бахчисарайских кварталов — Quyumci maale. Квартал ювелиров протягивается от склона к реке Чурук-су к северной стене Ханского дворца.

До коллективизации, в Quyumci maale работали мастерские около  25 мастеров, трое мастеров-филигранщиков работали в ближайших кварталах. По сведениям путешественника П. Паласа, на момент 1794 г. вдоль главной улицы Бахчисарая, шесть мастеров имели свои ремесленные лавки, в которых продавали свои изделия.

  • usta-başı Zekirja

    Quyumci maale

  • Bahşiş usta

    Quyumci maale

  • Rustem usta

    Quyumci maale

  • Luman usta

    Hadi maale

  • Jafer usta

    Hadi maale

  • Bekir usta

    Salaciq

  • Shaban usta

    Quyumci maale

  • Server usta

    Quyumci maale

  • Zevai usta

    Quyumci maale

  • Jevat usta

    Quyumci maale

  • Adçi-Umer usta

    Quyumci maale

  • Abdişa usta

    Quyumci maale

  • Abdulmein usta

    Quyumci maale

  • Baht-Işa usta

    Quyumci maale

  • Veis usta

    Quyumci maale

  • Mujtaba usta

    Quyumci maale

  • Yunus usta

    Quyumci maale

  • До 1930 г., мастера Quyumci maale изготавливали несколько десятков традиционных поясов каждый год

Крымские филигранщики (quyumçılar) были известны далеко за пределами Крыма. В ХV веке, путешественники описывали в своих дневниках искусные работы местных мастеров и только в Бахчисарае насчитывали около 1100 различных торговых лавок. По сведениям историков, крымскотатарские филигранные украшения высоко ценились и в Османской империи. Однако, после падения Крымского ханства, ремесла на протяжении двух столетий находились под гнетом. Ко второй половине XIX в., ювелирные изделия вывозились преимущественно на Кавказ. В 1927 г. П. Николький писал, что только 14 часть изготавливаемых изделий экспортировалась за пределы Крыма. Крымовед также описал наблюдения о ремесленных мастерских филигранщиков: «На окне несколько штук колец, брошки, застежки для пояса, серебряные и позолоченные с растительным орнаментом, украшения женских шапочек». Множество традиционных изделий в технике турецкой филиграни, в начале ХХ века завозилось на территорию Крыма из Турции. Известно, что перекупкой занимались и сами бахчисарайские мастера, т.к. изделия турецких были значительно ниже в цене.

Во времена эмиграции крымских татар в 1783-1850 гг., за пределы Крыма было вывезено большое количество традиционных крымскотатарских украшений. В диаспорах крымских татар по всему миру, сохранились работы мастеров, которые в Крыму были позже расхищены и потеряны. В конце XIX в. и начале ХХ, мастера-филигранщики стали работать ориентируясь на местный рынок. В этот период были изготовлены в большинстве традиционные украшения, которые использовались в обрядах. По сведениям мастера Айдера Асанова, в 1910 году мастер Quyumci maale — Аджи-Умер уста, принимал участие в выставке в Париже. Мастер занял призовое второе место и обрел мировую известность, изготовив для выставки серебряную вазу с цветами из золота (в работе использовалось золото разных цветов) в технике крымскотатарской филиграни. Письменных сведений о выставке не сохранилось, информация передавалась в семье мастера: Аджи Умер уста был младшим братом дедушки мастера Айдера Асанова.

В начале 20-х годов ХХ века, крымскотатарские ремесла нуждались в изучении и возрождении. К упадку традиционных ремесел Крымского ханства, привели массовые эмиграции крымских татар, голод, разруха и война. Традиционный обряд посвящения в мастера филиграни «реван»,  последний раз проводился в 1913 г. в глубине ущелья около Орта-Медресе. Во время проведения обряда, уста-баши (главным мастером) Quyumci maale был избран Зекерья Ибрагимов. На протяжении 30 лет (1913-1944 гг.), в ремесле не обрел статус «мастера» ни один ученик.

Большой вклад в развитие крымскотатарских ремесел сделал директор Ханского дворца — Усеин Боданинский, он возглавлял археологические экспедиции, изучал сведения о ремеслах внутри  крымскотатарских сел и производил закупки изделий. Усеин Боданинский организовал музей-хранилище и исследовательский центр на территории бывшей резиденции крымских ханов. В середине 20-х годов ХХ в., на базе музея была собрана богатая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства. Он поддерживал местных мастеров Quyumci maale и в период 1920-1926 г. закупал их изделия для коллекции музея. Усеин Боданинский способствовал участию работ крымскотатарских филигранщиков в Международной Парижской выставке 1925 г.. Мастера Зекерья Ибрагимов и Бахтиша уста, Абдиша уста, Веис уста Бахтишаевы представили около десятка изделий выполненных в традиционной крымскотатарской технике, их работы были высоко оценены и заняли призовое третье место на выставке.

Позже, в связи с коллективизацией 1930-х г., был произведен запрет на частную работу в мастерских для всех ремесленников. Мастера были вынуждены перейти на работу в артели. Одной из самых известных была артель «Къуюмджи», там работали мастера Quyumcı maale. Работы были простыми в изготовлении, с использованием элементов турецкой филиграни и советской символикой. Часть мастеров продолжали «подпольно» работать в своих мастерских, изготавливая традиционные украшения.

В 1944 г. коллекция  Бахчисарайского музея, собранная в 20-е годы в различных регионах Крыма, была разграблена. Сейчас имеются лишь фотографии этой коллекции и записи в инвентарной книге. В мае того же года, после депортации крымских татар, имущество каждой семьи (минимальный комплект серебряных ювелирных украшений, общим весом около 500 грамм был в каждой семье среднего достатка) осталось в пустых домах. За 50 лет запрета въезда крымским татарам  в Крым, не осталось ни одного изделия оставленного в домах. Известно, что большое количество филигранных изделий было сдано на металлолом уже до 1950 г.

«Имена мастеров я помню до сих пор. А всего в Крыму – около 50 человек. Значит, конкуренция между ними была мощная: надо ведь не только сделать вещь, но и продать.

Отец очень чисто работал. Все деталюшки у него были легкими, как пушинка. И еще был большим придумщиком. Он часто говорил, что главное в нашем деле – фантазия».

Айдер Асанов

Дома мастеров

Многие из домов-мастерских вдоль Quyumci maale, сохранились до сегодняшнего дня. Профессия была востребована, что характеризует особенности архитектуры квартала: дома в большинстве своем постройки к. XIX в., с большой площадью дворов, окна украшены витражами, стены порталами и кованными деталями.

Часть домов была разрушена, как дом Абдулмеина уста и т.к. камни или дерево не использованы в постройках новых домов во дворах, можно предположить, что из продали. Еще до начала 90-х годов прошлого века, на внешней стороне дома Зекерьи Ибрагимова, был сохранен кованный балкон. Дома, которые сохранили свой первоначальный вид, частично разрушены и нуждаются в реставрации.

Современное название улицы — Большевик.

Мастер у дома уста-баши Зекерьи Ибрагимова. Во время войны и голода 40х годов ХХ в., Айдер Асанов жил в этом доме.

Использованы материалы из каталогов: «Ювелирное искусство крымских татар» (2016 г.), «Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. Том 1.» (2017 г.). Статьи и издания П. Никольского, Э. Челеби, О. А. Желтухиной и Е.В. Нагаевской.

Фотокарточки изделий: Смаил Тантана.

Фотокарточки мастера: из домашнего архива Айдера Асанова.

Авторство принадлежит Ремесленной мастерской «MIRAS», при использовании материала ссылка на статью обязательна.

1992-2019© Copyright - Miras Silver. All Rights Reserved.