Внешний вид крымской татарки, на протяжении уже более ста лет является актуальной темой для обсуждения. Юные девушки 20-х годов прошлого века, были не менее провокационны в одежде для своего времени, нежели девушки сегодняшнего дня. Фес без фырланта и платья без эль-капов – крымские татарки стремились к европеизации и актуальным для своего времени нарядам. И только одно в их внешнем виде оставалось неизменно – украшения. Дополнять украшениями, вышивкой и аксессуарами, можно только верхнюю часть одеяния и это является догмой вне времени. Поэтому крымские татарки максимально лаконично сочетали ажурные изделия с монетами, вышивкой и яркими тканями. Это выглядело эффектно и эстетично. Кисти рук крымской татарки, были прикрыты богато вышитыми эль-капами, что дополняли парные браслеты. Bilezlik (кр. браслет) мог был различных форм, типов и материалов, т.к. в Крыму подобные украшения были в широком ассортименте. Местные мастера изготавливали браслеты из серебра в технике филигрань, которые отличались ажурностью и объемом. Широкие браслеты, звенящие кольца, нагрудные украшения вперемешку с дукатами и подчеркивающий тонкую талию объемный пояс – девушки продумывали свой образ до мелочей.
К традиционным браслетам, которые надевали крымские татарки в начале прошлого века, можно отнести kemer bilezlik. Нет сомнений, что kemer bilezlik украшал кисти девушек еще при дворе крымских ханов – его форма, напрямую относит нас к украшениям периода Золотой орды. Такие браслеты носили парными и в этом проявлялась особенность мусульманской культуры.
Обращаясь к современной культуре, традиция носить парные браслеты потеряла свою актуальность. Элементом, обращающим нас к старине, в украшениях может стать бирюза – это особый камень, который имеется в шкатулке, наверное, у каждой мусульманки.
Не менее красивым и имеющим богатую историю, является kaрara bilezlik. Искусно созданные браслеты,  как в старину, так и сегодня можно найти только в Бахчисарае. Аналогов kaрara bilezlik, мы еще не находили ни в одной культуре мира. В ремесленной мастерской MIRAS, доступны два варианта браслетов – традиционный с полукруглыми звеньями и авторский с плоскими.
На основе старинных браслетов, создаются их современные подобия. Крымскотатарские браслеты в ХХI веке отличаются формой и функциональными особенностями. Браслеты уже не выполняют оберегательные и материальные функции, но продолжают быть одним из основных украшений в образе каждой девушки. И цитируя крымского историка начала прошлого века, Монастырлы Х.А., крымские татарки “были большими охотницами до колец и браслетов“. Поэтому, стоит добавить и о кольцах. Девушки носили разнообразные кольца с камнями и колокольчиками, в техниках чернения, гравировки и традиционной филиграни. Последних, разумеется не сохранилось и не имея первоисточников, мы не знаем какие филигранные кольца были типичны для крымских татарок. Однако, смеем предположить, что мастера того времени, могли бы сделать что-то подобное:
Авторские украшения изготовлены в ремесленной мастерской MIRAS. © Miras Silver, 1992-2019. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя