Срібло. Журнал инвесторов и коллекционеров: Серебряная нить традиций. Айдер Асанов

Автор: Александра Радченко

Чувство прекрасного — неотъемлемая часть жизни человека разумного. На протяжении веков человек выражал свое видение красоты в создаваемом им предметном мире. Серебро занимает заметное место среди материалов, к которым обращались мастера прошлого и настоящего. Непостижимое превращение грубого, бесформенного металла в безупречной красоты произведение искусства завораживает, поражает.

Именно такое завораживающее чувство испытывали все, кому довелось побывать на современной выставке, проходившей в крымском музее в г. Симферополе. Выставка была посвящена 80-летию известного ювелира Айдера Асанова.

Серебро было одним из главных металлов, с которыми работали мастера, чьи ювелирные традиции имеют древние корни. Изысканные ювелирные украшения являлись обязательным атрибутом праздничного костюма крымской татарки и пользовались большим спросом. Ремесло ювелира «къуюмджы» (филигрань*) считалось одним из почетных и уважаемых. Цеха филигранщиков в главном ювелирном центре Бахчисарая назывались «Къуюмджы ве алтынджы». Великолепные серебряные украшения, представленные на выставке, были созданы семьей Асановых, потомственных ювелиров-филигранщиков. Глядя на удивительные серебряные кружева, превратившиеся в браслеты, серьги, подвески, даже не верилось, что такая красота может быть выполнена человеком.

Желание увидеть Мастера, привело меня в Бахчисарай. Если выйти из ворот Ханского дворца, повернуть вдоль извилистой мелкой речки, то дорога сама приведет Вас к небольшому дому с высоким крыльцом. Это и есть мастерская, где появляется на свет серебряная мечта. Вернее, даже не просто мастерская, а учебный центр, где среди других искусств началось возрождение почти утраченного искусства крымско-татарской филиграни. Навстречу вышел сам Мастер и Учитель – Айдер Асанов.

Тепло и радушие, несколько небольших беленых комнаток, одна из которых и есть мастерская. Стол у окна, незамысловатые инструменты и удивительные глаза Мастера. Умная, интеллигентная беседа, доброжелательность, готовность поделиться своими знаниями и мастерством — таким было мое первое впечатление от встречи с Айдером Асановым.

За чашечкой ароматного кофе, виртуозно сваренном на газовой горелке, Айдер агъа рассказывал о своей нелегкой биографии, об отце, о секретах и приемах, которые применяли филигранщики начала XX века. О том, как очищается серебро (ведь филигрань – это техника чистых металлов), как вьется из него тончайшая проволока, как плющится она в ленту с характерным «витым» краем, как собираются из нее в форму-орнамент тончайшие кружева, как накладываются на ажурную основу кружевные цветы. Все это вручную, полагаясь исключительно на мастерство и художественное чутье мастера.

Культура изготовления изделий народно-прикладного искусства часто теряется. Секреты передавались из поколения в поколение. Но произошедшие экономические и социальные изменения привели к тому, что многие уникальные технологии были практически утеряны, потому что потомственные мастера-ремесленники передавали секреты мастерства не формулами, а прежде всего душой.

Айдер Асанов — единственный из крымско-татарских мастеров, кто получил навыки ювелирного мастерства непосредственно от своего отца до деда. Мастер родился в 1928 году в семье потомственного ювелира. Он вырос в семье, где многие поколения мужчин занимались художественной обработкой металла. Отец Айдера , Абдул-меин ефенди, имел свою мастерскую в Бахчисарае, а затем работал в известной артели «Къуюмджи» («Филигранщик»).

С 9 лет Айдер Асанов помогал отцу, на практике постигая секреты непростого мастерства филиграни, накопленные поколениями ювелиров этой семьи, и готовился стать преемником и продолжателем семейных традиций. Но депортация 1944 года на долгие годы отняла у юноши возможность заниматься любимым делом. В течение 5 лет он работает токарем на Ташкентском электротехническом заводе. Только в 1949 году ему удается получить разрешение на выезд за пределы мест депортации для поступления в художественное училище им. Бенькова, где он учился до 1951 года на отделении живописи. К сожалению, необходимость помогать семье вынудила его оставить учебу и вернуться на завод. В 1956 году Айдер Асанов заканчивает вечернее отделение Ташкентского электромеханического техникума и работает в городе Гулистане сначала мастером, а затем начальником цеха до 1990 года.

В 1990 году Айдер агъа возвращается в Крым, в село Красногорка Ленинского района. Но только через 10 лет он, наконец, смог вернуться к любимому делу. А в 2000 году с помощью общества «Возрождение Крыма» создается центр по возрождению народных ремесел, где открывается мастерская Айдера Асанова.

При содействии общества он приобрел необходимые инструменты и каждую неделю в выходные дни на собственном автомобиле приезжал в Бахчисарай для проведения занятий. В то время с помощью фонда «Национальный вклад в демократию» (Вашингтон), частных спонсоров и многочисленных добровольцев заканчивали ремонт здания в квартале ювелиров. Это здание является памятником истории, и по договору о совместном использовании общество «Возрождение Крыма» взяло обязательство содержать его. Кроме цеха ювелиров в нем разместились цех вышивальщиц и театр-студия.

Позже, при содействии Милли Меджлиса и финансовой поддержке TIKA для Айдера Асанова был выкуплен дом в Бахчисарае, а затем TIKA предоставил специальный грант на приобретение материалов и инструментов для обучения десяти учеников.

Овладевание профессией ювелира-филигранщика — дело сложное. И Асанов не ищет легких путей для своих учеников. Терпеливо, но требовательно он побуждает каждого найти свою дорогу в ювелирном деле, ведь искусство филиграни вмещает в себя богатейший мир фантазий, орнаментов, символов. Овладевание секретами обработки металлов — это только основа для главного, создания художественных образов, безошибочно узнаваемых, ярких, самобытных. Творчество Айдера Асанова получило заслуженное признание. Его работы экспонировались в разных городах Украины, Польши, Турции. В 2004 году Асанов был награжден специальным дипломом первой международной выставки «Ювелир Киев Международная» «За сохранение традиций ювелирного искусства». Айдеру Асанову присвоено звание члена Национального союза народных мастеров Украины.

По традиции в крымско-татарских семьях профессия ювелира передается от отца к отцу, мужская профессия. Конечно, об этом мечтал и Айдер Асанов. Но, и в этом мудрость Мастера, когда Айдер агъа понял, что его сын избрал другую дорогу — препятствовать не стал. Сейчас его сын — известный в Крыму и за его пределами музыкант. И когда профессию отца захотела продолжить дочь Эльмира, отец засомневался. Никогда ещё женщина-крымская татарка не брала в руки инструменты ювелира-филигранщика. Однако Эльмира блестяще доказала, что она достойна идти по стопам отца и деда. Эльмира Асанова аттестована Национальным союзом народных мастеров Украины как народный мастер. Сейчас она студентка факультета изобразительного и декоративно-прикладного искусства Крымского индустриально-педагогического университета.

…Мастер рассказывал о своей жизни, а глаза его светились любовью к своему делу. Потом развернул кусочек бархата и достал украшения, на которые хотелось не просто смотреть, а прикоснуться, чтобы убедиться в их реальности. Мягкое мерцание серебра на зелёном бархате притягивало взгляд, он скользил по удивительно гармоничным завиткам, усеянным серебряными бусинками. Мягкие линии серебряного кружева сплетались, переливались, напоминая одновременно цветы, крылья бабочки, завиток волны над морской галькой, раковину с жемчужиной, серебристую струю горного водопада… Узор ускользал, оставляя впечатление красоты, законченности, гармонии, ожившей мечты…

*Филигрань (от итал. filigrana, от лат. filum – нитка и granum – зерно) — искусство создания ювелирных украшений из серебряной, золотой или медной проволоки.

Ссылка на оригинал статьи: Серебряная нить традиций. Айдер Асанов.