Крымские филигранщики (quyumçılar) были известны далеко за пределами Крыма. В ХV веке, путешественники описывали в своих дневниках искусные работы местных мастеров и только в Бахчисарае насчитывали около 1100 различных торговых лавок. По сведениям историков, крымскотатарские филигранные украшения высоко ценились и в Османской империи. Однако, после падения Крымского ханства, ремесла на протяжении двух столетий находились под гнетом. Ко второй половине XIX в., ювелирные изделия вывозились преимущественно на Кавказ. В 1927 г. П. Николький писал, что только 14 часть изготавливаемых изделий экспортировалась за пределы Крыма. Крымовед также описал наблюдения о ремесленных мастерских филигранщиков: “На окне несколько штук колец, брошки, застежки для пояса, серебряные и позолоченные с растительным орнаментом, украшения женских шапочек”. Множество традиционных изделий в технике турецкой филиграни, в начале ХХ века завозилось на территорию Крыма из Турции. Известно, что перекупкой занимались и сами бахчисарайские мастера, т.к. изделия турецких были значительно ниже в цене.
Во времена эмиграции крымских татар в 1783-1850 гг., за пределы Крыма было вывезено большое количество традиционных крымскотатарских украшений. В диаспорах крымских татар по всему миру, сохранились работы мастеров, которые в Крыму были позже расхищены и потеряны. В конце XIX в. и начале ХХ, мастера-филигранщики стали работать ориентируясь на местный рынок. В этот период были изготовлены в большинстве традиционные украшения, которые использовались в обрядах. По сведениям мастера Айдера Асанова, в 1910 году мастер Quyumci maale – Аджи-Умер уста, принимал участие в выставке в Париже. Мастер занял призовое второе место и обрел мировую известность, изготовив для выставки серебряную вазу с цветами из золота (в работе использовалось золото разных цветов) в технике крымскотатарской филиграни. Письменных сведений о выставке не сохранилось, информация передавалась в семье мастера: Аджи Умер уста был младшим братом дедушки мастера Айдера Асанова.
В начале 20-х годов ХХ века, крымскотатарские ремесла нуждались в изучении и возрождении. К упадку традиционных ремесел Крымского ханства, привели массовые эмиграции крымских татар, голод, разруха и война. Традиционный обряд посвящения в мастера филиграни “реван”, последний раз проводился в 1913 г. в глубине ущелья около Орта-Медресе. Во время проведения обряда, уста-баши (главным мастером) Quyumci maale был избран Зекерья Ибрагимов. На протяжении 30 лет (1913-1944 гг.), в ремесле не обрел статус “мастера” ни один ученик.
Большой вклад в развитие крымскотатарских ремесел сделал директор Ханского дворца – Усеин Боданинский, он возглавлял археологические экспедиции, изучал сведения о ремеслах внутри крымскотатарских сел и производил закупки изделий. Усеин Боданинский организовал музей-хранилище и исследовательский центр на территории бывшей резиденции крымских ханов. В середине 20-х годов ХХ в., на базе музея была собрана богатая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства. Он поддерживал местных мастеров Quyumci maale и в период 1920-1926 г. закупал их изделия для коллекции музея. Усеин Боданинский способствовал участию работ крымскотатарских филигранщиков в Международной Парижской выставке 1925 г.. Мастера Зекерья Ибрагимов и Бахтиша уста, Абдиша уста, Веис уста Бахтишаевы представили около десятка изделий выполненных в традиционной крымскотатарской технике, их работы были высоко оценены и заняли призовое третье место на выставке.
Позже, в связи с коллективизацией 1930-х г., был произведен запрет на частную работу в мастерских для всех ремесленников. Мастера были вынуждены перейти на работу в артели. Одной из самых известных была артель “Къуюмджи”, там работали мастера Quyumcı maale. Работы были простыми в изготовлении, с использованием элементов турецкой филиграни и советской символикой. Часть мастеров продолжали “подпольно” работать в своих мастерских, изготавливая традиционные украшения.
В 1944 г. коллекция Бахчисарайского музея, собранная в 20-е годы в различных регионах Крыма, была разграблена. Сейчас имеются лишь фотографии этой коллекции и записи в инвентарной книге. В мае того же года, после депортации крымских татар, имущество каждой семьи (минимальный комплект серебряных ювелирных украшений, общим весом около 500 грамм был в каждой семье среднего достатка) осталось в пустых домах. За 50 лет запрета въезда крымским татарам в Крым, не осталось ни одного изделия оставленного в домах. Известно, что большое количество филигранных изделий было сдано на металлолом уже до 1950 г.